Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Продолжается «Золотой Абрикос» в Ереване. Мастер класс Годфри Реджио , известного на весь мир документалиста, автора трилогии «Койяанискаци «, «Повакаци», «Накойкаци «, прошел в центре креативных технологий TUMO, где армянские школьники занимаются по уникальной методике, осваивают новейшие технологии, компьютерные программы, языки в непринужденной, комфортной для творчества и учебы обстановке. Вообще, про TUMO нужно рассказывать отдельно и долго, там даже взрослым хочется «залипнуть» надолго. Кроме виртуального обучения там проводятся кинопросмотры, лекции и занятия с педагогами. В прошлом году в рамках «Золотого абрикоса» свой мастер-класс проводили документалисты Валерий Балаян, Марина Разбежкина, в этом — целая серия лекций и показов. Послушать Годфри Реджио собрались не только подростки, многие приехали с фестиваля, ведь не каждый день удается послушать людей такой величины. Кстати, Годфри Реджио — величина во всех смыслах, его рост составляет 2 м 4 см. В Ереване Реджио второй раз, первый визит был 7 лет назад, с тех пор, как отметил режиссер, люди в городе стали быстрее двигаться и город начал терять свою индивидуальность. О чем говорил Годфри, легко догадаться тем, кто смотрел его картины: о том, что люди с разными языками по-разному смотрят на мир, об отличиях старого и нового мира, о разнице между людьми, которые живут без технологических достижений и тех, кого поглотил технический прогресс, о том, что влияет на человека и о том, что слова не имеют большого значения. Призывал молодых слушателей не бояться творить и быть разными, бросать вызов, воплощать свои мечты. Мастер-класс закончился показом его фильма «Анима мунди». * Для представителей стран СНГ был организован прием в Союзе Кинематографистов Армении. Прием прошел в каминном зале Союза, где принимают самых почетных гостей. На каменных стенах заезжавшие сюда звезды оставили свои автографы: здесь были Вим Вендерс, Армен Джигарханян, Тонино Гуэрра, Арам Хачатурян и другие. Председатель союза Рубен Геворкянц рассказал, что в Армении самый мощный Союз Кинематографистов в бывшем СССР, несмотря на то, что его численность составляет около 190 человек. Союз занимается помощью молодым кинематографистам, пожилым — выплачивает пенсию, по размерам равную государственной, устраивает творческие встречи и фестиваль молодого кино, то есть совмещает в себе и творческие и профсоюзные функции. Также союз выпускает толстый журнал о кино и по 2-3 книги в год. В прошлом году, к 100-летию армянского кино вышла книга и на русском языке — «Неповторимая дорога» Роберта Матосяна, в которой в увлекательной форме рассказывается о всех армянских режиссерах и прослеживается история уникального национального кинематографа Армении. В Армении, в отличие от нашей страны, хорошо знают имена своих режиссеров. Одного из них, самого молчаливого режиссера со времен СССР, Артавазда Пелешяна , чествуют на фестивале в этом году. Пелешян недавно справил свое 75-ти летие, а такие даты не проходят мимо «Золотого Абрикоса». В битком набитом зале кинотеатра Москва после продолжительных теплых слов на армянском в адрес юбиляра и вручения медалей, состоялся показ четырех короткометражных картин Пелешяна, каждая из которых заканчивалась овациями. После каждого фильма режиссеру приходилось подниматься на сцену и благодарить зал. Невольно опять в голову шли сравнения — у нас никого так не приветствуют, у нас никого так не любят. У нас не знают в лицо режиссеров… Фильмы Пелешяна прекрасны. Он один из первых документалистов, кто начал снимать кино без слов. Если есть поэты в кино, то Пелешян — один из них, больше того, он Маяковский в мире кино. На фестивале показали его картины «Обитатели», «Конец», «Жизнь», «Времена года». Все эти работы сняты на разных киностудиях в советское и постсоветское время, все они до сих пор входят в обязательную программу студентов ВГИКа. На другой день Пелешяна продолжили чествовать в Эчмиадзине — духовном центре Армении, резиденции каталикоса. В торжественной обстановке Верховный патриарх, Католикос всех армян (именно так звучит его звание) Гарегин II вручил Артавазду Пелешяну почетную премию «Да будет свет», за пропаганду духовных, культурных и общечеловеческих ценностей, за значительный вклад в развитие мирового кинематографа. В прошлом году эта награда досталась Александру Сокурову, что характерно, в своей ответной речи он вспоминал об Артавазде Пелешяне, великом армянском режиссере, проживающим в Москве. И наконец, в вечерней кинопрограмме был показан фильм о Пелешяне авторства итальянского режиссера Пьетро Марчелло. Фильм называется «Молчание Пелешяна». Премьера картины прошла на венецианском фестивале. * Фильм, по духу близкий к картинам Пелешяна, удалось посмотреть и в документальном конкурсе фестиваля, это «Левиафан», реж. Люсьен Кастен-Тэйлор, Вирина Паравел (производство Франция, Великобритания, США) — высокохудожественное кино, в котором рыболовецкое судно предстает в виде зловещего морского чудовища, все пожирающего на своем пути. В фильме нет музыки, диалогов, лишь шум волн, вой ветра да скрежетание тросов, драйперов и прочих снастей. Железные канаты тянутся как кишки, накручиваются на катушку, вытягивая из моря добычу, и на ржавую палубу, как в чрево зверя падает морская живность. Потом вода катает туда-сюда отрезанные рыбьи головы, из отверстий на корабле в море льется кровь — настоящий рыбий ад. Вечные спутницы Левиафана — чайки, сопровождающие его повсюду, люди же, работающие на судне, выглядят как слуги чудовища. Вот такое образное кино, построенное на ощущениях, без единого слова. Вообще, «молчание» — одна из тем фестиваля в этом году. Один из фильмов «Армянской панорамы» и «Основного конкурса» называется «Голос молчания». Это один из двух полнометражных игровых фильмов, представляющих на фестивале Армению в конкурсной программе. Режиссер «Голоса» — Виген Чалдранян , он же автор сценария и исполнитель главной роли. Это картина со сложной драматической конструкцией о режиссере, который встречает на отвалах карьера бездомную молодую женщину и привязывается к ней. Воодушевленный неожиданным знакомством (а незнакомка оказывается чистосердечной и весьма артистичной особой), он начинает писать сценарий про эту встречу. Как и положено по жанру, до конца не ясно, выдуманная реальность становится явью или наоборот. Особенно запоминается в фильме актерская работа исполнительницы главной женской роли Мариам Давтян. Фестиваль закроется 13 июля, 14 июля покажут все фильмы-победители.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.