Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Фестиваль визуальных искусств длился всего неделю, а его мероприятий хватило бы на десяток ММКФ. Каждый день — творческие встречи, концерты, дискотеки, конкурсные показы и просто беседы с хорошими людьми. Впечатлений после него всегда остается море, а солнце и песок отпечатывают все увиденное и услышанное глубоко в голове. Случаются, конечно же, и здесь организационно-технические казусы, но это проблема всех отечественных смотров, так что на подобном не стоит заострять внимание. Прежде чем приступить к рассказу о конкурсных лентах и победителях, я еще немножко расскажу о парочке фестивальных событий. Во-первых, нельзя не упомянуть про концерты Григория Гладкова, Аркадия Инина, «Домисольки», «Ералаша», Сергея Таюшева и Татьяны Рузавиной. У последних с блеском выступил Кузьма Яременко, настоящая звезда Фестиваля визуальных искусств, который удивил всех еще в прошлом году. Во-вторых, в «Орленке», помимо внеконкурсных показов фильмов «Легенда № 17″ и «Это лето», юные зрители смогли также посмотреть документальную ленту Элема Климова «Спорт, спорт, спорт», военную драму Карена Шахназарова «Белый тигр», новый анимационный сериал «Тайна Сухаревой башни» и примечательную американскую драму о серфинге «Покорители волн». В третьих, у бассейна возле отеля «Гамма» состоялась звездная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». В ней приняли участие команды оргкомитета фестиваля, работников ВДЦ «Орленок», звездных гостей и даже журналистов (среди них присутствовал и ваш покорный слуга). Вел шоу тележурналист Михаил Довженко. После ожесточенной схватки с противниками выиграла команда аниматоров во главе с Вадимом Жуком. Все эти мероприятия полностью отвечают разнообразной программе фестиваля, рассчитанной как на взрослых, так и на детей, и общему позитивному настрою смотра. Но, пожалуй, перейдем теперь к фильмам, представленным на фестивале. И начнем мы с конкурсной программы «Режиссеры XXI века». К слову, Ивану Оганесяну и его подопечным досталась самая неблагодарная номинация, поскольку им предстояло судить первые шаги студентов ВГИКа и других творческих вузов. А потому они старались относиться к конкурсным работам снисходительно, что, впрочем, было нелегко, учитывая средний уровень многих лент. Например, у детского жюри вызвала недоумение длинная драматическая короткометражка «Я с тобой» Александры Першеевой, повествующая о сложных взаимоотношениях отца-бизнесмена и его дочери-художника. Фильм изобилует длинными кадрами и съемкой со спины персонажей, и в какой-то момент ловишь себя на мысли, что персонажи неинтересны создателям и тебе просто холодно от этого безжизненного пространства. Иван Оганесян поинтересовался у ребят, обоснована ли здесь такая манера повествования, и поняв. что они просто еще не сталкивались с подобным кино, посоветовал им посмотреть Андрея Тарковского. Другие фильмы конкурса были более привычные. «Ходите в музеи» — ироничная история о первой встречи девушки и парня. «Лед тронулся» — документальный репортаж о детской хоккейной команде, интригующий тем, что в ней наравне с мальчиками играет девочка. «Солнечный ветер» — взгляд слепого с рождения на невидимый мир из-под бинта после удачной операции на глазах. «Мальчик и лис» — красивая кукольная анимация, основанная на сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Все эти работы не получили призов, но, тем не менее, представляют собой наглядный пример того, о чем думают начинающие режиссеры. Алексей Алексеев вместе с детьми разбирался в конкурсных работах, представленных в номинации «Короткометражное анимационное кино». Это были как отдельные серии популярных сериалов (например, прекрасный «Куми-куми»), так и полноценные самостоятельные фильмы. «Бессмертный» Михаила Алдашина — блестящая экранизация горской легенды о жизни и смерти, озвученная Юлией Рутберг, постоянной гостьей фестиваля. «Крот на море» Анны Кадыковой — очаровательная история про крота, который очень хотел отдохнуть на море, а вместо этого лицезрел кругом одни попы и мусор. «Непослушный слоненок» и «Неразумное желание» Сергея Ромашкина — наставительные зарисовки для детей на извечный вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо». «Обида» Анны Будановой — самая тяжелая короткометражка фестиваля, но очень нужная для воспитания в детях отзывчивости и доброты. «Сказ Хотанского ковра» Натальи Березовой — смешной мультфильм по мотивам уйгурских сказок о противостоянии зайцев и хищников. Но, пожалуй, больше всех порадовал сериал Алексея Алексеева «Лесной оркестр», показанный вне конкурса в рамках вечерней программы «Открытый показ». Смешной до слез внимательный к деталям, несмотря на мизерное экранное время (по минуте каждая серия). Все-таки нам ох как не хватает современного «Ну, погоди!», и детище Алексеева, на мой взгляд, достойный его преемник. Что касается конкурса полнометражной анимации, чье детское жюри возглавил Михаил Алдашин, то обо всех картинах, участвовавших в нем, команда Кино-Театр.Ру так или иначе уже писала, а потому я их лишь назову. Это «Возвращение Буратино», «От винта», «Ку! Кин-дза-дза», «Снежная королева» и «Три богатыря на дальних берегах». Наконец, мы добрались до самой главной номинации — «Кинематограф». С ребятами на этом конкурсе работал Дмитрий Золотухин, и организаторы по окончании смотра объявили его одним из лучших председателей детского жюри за всю историю существования фестиваля. После того, как путем выбора лучших рецензий на фильмы, было сформировано жюри, Дмитрий предложил детям после просмотра каждой конкурсной работы записывать свои впечатления, которые он впоследствии обещал отдать создателям рассмотренных с разных сторон картин. Актер практически сразу нашел подход к детскому жюри, заметив ряд неточностей в одой из лент. После этого, как он заметил, словно «плотину прорвало» — дети буквально завалили его своими замечаниями, среди которых было немало и таких, которые даже не заметил бы и профессионал. Отсюда и его вывод о пресловутом «мультивнимании». Но вернемся к самим фильмам. «Вождь разнокожих» Егора Анашкина — типичный представитель современного российского кино с массой звезд в главных и эпизодических ролях (Мария Миронова, Дмитрий Дюжев, Григорий Сиятвинда, Семен Стругачев). Картина местами неровная, но в целом она являет собой неплохую адаптацию под наши реалии популярного рассказа О’Генри. Возможно, кто-то из наших читателей видел эту работу недавно в прокате и сможет добавить еще что-то более веское к вышесказанному… «Первоклашки» Анны Артамоновой — очаровательная фантастическая музыкальная комедия, рассчитанная на самую юную аудиторию: дошкольников и младшие классы. Последнее весьма радует, поскольку для малышей подобное кино сейчас не снимается, поскольку прокатчики считают такую продукцию экономически невыгодной. Хотя логика этих мыслей не совсем понятна, поскольку вместе с детками придут на фильм и их родители, что автоматически приравнивает эту детскую картину к семейным картинам, введенным в обиход Диснеем и Спилбергом. Правда, сценарист фильма Валерий Козлов подарил надежду в то, что его детище попадет в отечественный прокат, так что если увидите его в афише, то сходите на него, порадуйте своих детишек. Сюжет же этой ленты очень напоминает советскую фантастическую сказку «Гум-Гам» с Михаилом Боярским. В ней тоже были мальчик-инопланетянин, подружившийся с земными детьми, и много музыки. «Старинные часы» Елены Борисовой — еще одна картина, чья целевая аудитория — младшие классы. По жанру это сказка с музыкальными номерами. Дети находят в лесу старинные часы, которые, оказывается, могут исполнить одно заветное желание. Картина снята в теле-видео-формате, в ней есть несколько недоработок, но опять же она очень актуальна для детей, которым негде посмотреть новое российское детское кино, кроме фестивалей и московских детских кинотеатров наподобие «Салюта». Фильм учит детей многим вещам, которые пригодятся им в будущем, и помогают режиссеру в этом Дима Билан, Вячеслав Зайцев, Николай Валуев, Прохор Дубравин и Валентина Талызина. Одна из сюжетных линий мне, кстати, напомнила «КостяНику». «Цель вижу» Евгения Сокурова — сильная драматически история о девушках, которые во время Великой Отечественной стали снайперами и отправились на фронт под руководством своих опытных наставников. Можно сказать, современный вариант шедевра «А зори здесь тихие». Фильм местами кажется незавершенным, что продюсер Алексей Сафронов объяснил тем, что его монтаж закончился буквально в первый день фестиваля. К тому же, Алексей обещает, что картина обзаведется новыми эпизодами и выйдет на телеэкране в качестве мини-сериала. Съемки картины, кстати, полностью прошли в Одессе. Напоследок должен обязательно отметить невероятно талантливую игру всех актрис, начиная с Александры Булычевой и заканчивая Аделиной Гизатуллиной. «Частное пионерское» Александра Карпиловского — безусловный фаворит фестиваля. Яркий, смешной и захватывающий детективный рассказ о том, как пионеры искали собаку. Картина создана по мотивам книги Михаила Сеславинского и поражает скрупулезным подходом к деталям, передающим дух 70-х — времени, когда происходит действие. Троица главных героев, сыгранных Семеном Трескуновым, Егором Клинаевым и Анфисой Вистингаузен, отсылает нас к незабвенным Петрову, Васечкину и Старцевой, а старшие коллеги (Юлия Рутберг, Роман Мадянов, Владимир Зайцев, Светлана Иванова и Евгений Мундум) напоминают нам о многих образцах старого доброго советского кино. Фильм выйдет в прокат в сентябре этого года, так что не пропустите это зрелище. «Чистая победа» Георгия Шенгелия — мощная спортивная драма о молодом самбисте, которому судьба преподносит множество неприятных сюрпризов, проверяя его на честность и порядочность. Подобных фильмов в нашей стране не было давно. Самое позднее, что я сейчас могу вспомнить, — это «Непобедимый» с Андреем Ростоцким, но эту картину нельзя назвать спортивной. Шенгелия подарил зрителям нового героя в исполнении начинающего актера Дмитрия Гончарова, мастера спорта по самбо. Перед нами также предстал в образе этакого русского богатыря Владимир Нисков, а Александр Песков прекрасно сыграл главного злодея. Елене Яковлевой досталась выгодная в актерском плане роль матери главного героя — бывшей спортсменки, разочаровавшейся в жизни и пьющей водку после нудной работы. Картина, как и «Частное пионерское», вызвала бурный восторг детей во время просмотра, а они, как мы знаем, самые привередливые зрители в мире. Так что создателям фильма следует призадуматься над тем, чтобы как можно скорее выпустить его в прокат. Вот такие замечательные в большинстве случаев картины участвовали в конкурсе, который в этом году показался мне невероятно сильным, в отличие от прошлогоднего. Очень хочется, чтобы все работы дошли до массового зрителя, а прокатчики наконец решились на более внушительное количество копий подобных фильмов. Но мы подошли к финалу фестиваля, а потому оставим размышлять всех наших киношников и объявим, наконец, победителей фестиваля. Утром 8 июля состоялось Закрытие номинаций, где были вручены дипломы победителям и участника детского жюри. Все это действие, по традиции, сопровождалось музыкальными номерами, но самая уютная атмосфера, как это было и в прошлом году, царила в библиотеке, где закончила свою работу команда Ивана Оганесяна. Песни под гитару, прямой контакт с детьми и быстрая раздача дипломов… Вечером перед началом церемонии закрытия прошла традиционная финальная пресс-конференция с участниками и создателями фестиваля. На ней Михаил Алдашин и Лариса Преториус обрадовали тем, что в следующем году ребята смогут не только обсуждать конкурсные работы в жюри, но и попробовать создать свои небольшие фильмы. Михаилу представляется эта затея в виде сценариев, на основе которых чуть позже будут созданы анимационные и игровые картины. Организаторы смотра поблагодарили всех за плодотворную работу и пообещали в 2014-м еще больший размах, поскольку фестиваль достигнет 18-летия. Разумеется, это будет лишь формальное взросление, на деле он все так же будет существовать ради детей. Быстренько попрощавшись с прессой и детьми, все поспешили на церемонию закрытия, которую в этом году вели Иван Кокорин и Егор Клинаев, звезда «Частного пионерского». В рамках праздничного концерта на эстраде «Фестивальная» состоялась премьера дуэта — Дмитрий Харатьян и Димосс Саранча записали для «Орленка» совместную песню. Кроме них, на сцене выступали Татьяна Абрамова, клоун-мир театр «Мир лиц», Валерий Яременко, Дмитрий Хаустов, Ирина Грибулина, Любаша с сыном, Эд Шульжевский, Александр Иншаков, Алла Омелюта, Ксения Дежнева, Александр Постоленко и многие другие. Что касается лауреатов фестиваля, то список победителей выглядит следующим образом: Фотокросс 1 место — команда «Солнечные муравьи» (д/л «Звездный») 2 место — команда «Пряники» (д/л «Солнечный») 3 место — команда «Русалки» (д/л «Звездный») Взрослый Фотокросс — команда «Роща» Компьютерные программы. Игры Гран-при — «LEGO Властелин колец» (компания «1С») Компьютерные программы. Образование Гран-при — «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2013″ (компания «Кирилл и Мефодий») Телевидение Общественно важная программа — «Я иду искать» (выпуск «Сор из избы не выносить», телеканал «Подмосковье», 2013) I место — «Бухты-барахты» (Национальная телерадиокомпания Чувашии, Чебоксары, 2013) II место — «Олимпийская академия» (телеканал «Улыбка ребенка», Санкт-Петербург, 2013) III место — «Интересно» («Улыбка ребенка», 2013) Гран-при — «Увлеченные детством» (Детская телевизионная студия «Сказка за сказкой», Ульяновск, 2013) Режиссеры XXI века Диплом за лучшее освещение проблемы отцов и детей[/b] — «Серега» (реж. Ирина Басенко, мастерская К. Шахнозарова, О. Шухера) Диплом детского жюри фестиваля номинации «Режиссеры XXI века» — «120 часов» (реж. Дмитрий Булгаков, ВГИК им. С. А. Герасимова, мастерская Н. Лациса, 2012) Диплом за лучшую актерскую работу — «Снежинка» (реж. Гюзель Султанова, фильм создан в рамках Nev York Film Academy, Москва, 2013) Гран-при — «Мама» (реж. Дмитрий Суржиков, Украина, 2013) Короткометражное анимационное кино I место (за трогательную и красивую историю жизни человека) — «Домой» (Студия «Урал-Синема», 2013) II место (за драматичную историю чувств) — «О любви» (Фонд «Губерния», 2012) III место (за поучительную историю о людских недостатках) — «Подарки черного ворона» (Анимационная студия «Пилот» Александра Татарского, 2012) Гран-при — «Бессмертный» («Пилот», 2012) Полнометражное анимационное кино Гран-при «Снежная королева» «Ку! Кин-дза-дза!» Кинематограф Диплом за волшебное послание дружбы и добра, за благородное и редкое для нашего кино адресное обращение фильма к детям дошкольного и младшего школьного возраста Елена Борисова («Старинные часы») Диплом за самобытную идею и оригинальный приключенческий сюжет на тему «Первый раз — в первый класс» Валерий Козлов («Первоклашки») Диплом за блестящий актёрский ансамбль, за искромётный юмор, фантазию и спецэффекты «Вождь разнокожих» Диплом за чистую победу идеалов справедливости, дружбы и добра в фильме о молодых спортсменах, за достоверность и экспрессию в демонстрации спортивных единоборств и уличных схваток Георгий Шенгелия («Чистая победа») Диплом за лучший актёрский дуэт Егор Клинаев , Семен Трескунов («Частное пионерское») Диплом за лучшую женскую роль Анфиса Вистингаузен («Частное пионерское») Специальный приз детского жюри номинации «Кинематограф» за сердечную проникновенную историю о девушках-патриотках, за впечатляющую достоверность в раскрытии уникальной военно-исторической темы подготовки девушек-снайперов в годы Великой Отечественной войны «Цель вижу!» Гран-при «Частное пионерское» Как видите, в очередной раз собрал почти все призы фильм Александра Карпиловского, отмеченный уже множеством наград. В его победе на фестивале никто и не сомневался, поскольку это действительное классное детское кино. По секрету скажу, что создатели уже подумывают о съемках продолжения, которое будет носить гордое название «Частное комсомольское», так что приключения Мишки Хрусталева, Димки Терентьева и Лены Карасевой еще долгое время будут с нами. А между тем пора говорить Фестивалю визуальных искусств «До свидания! До скорых встреч!», но мы прощаемся ненадолго. Впереди вас ждут интервью с гостями этого замечательного смотра, а через год мы вновь вернемся в «Орленок», чтобы порадоваться новым мультикам и детским фильмам. До встречи в «Орленке»! Ссылки по теме: В ожидании «Орленка» XVII Всероссийский фестиваль визуальных искусств в ВДЦ «Орленок» XVII Фестиваль визуальных искусств. Часть 1


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.